Главная » 2011»Март»19 » 30 лет назад. Музыкальные таблички от Владислава Толстого. Часть третья
>
12:22
30 лет назад. Музыкальные таблички от Владислава Толстого. Часть третья
Сегодня мы заканчиваем публикацию событий начала 80-х, изменивших историю рок-культуры.
Новая немецкая волна__
Общеизвестно, что лучше всего у немцев получаются три вещи – пиво, порнуха и танцевальная музыка. Засилье Rammstein на танцевальной сцене – всего лишь очередная музыкальная мода на музыку из Дойчланда, не первая и не последняя. В начале 80-х Европа на несколько месяцев сошла с ума от явления, позже получившего название (в рифму с английской «новой волной») neue deutche welle – «немецкая новая волна». Никому кроме немцев оказалось не под силу соединить идеи музыкального подполья (панк – это все же не совсем коммерческая музыка, согласитесь) и разухабистые традиционные танцевальные «умца-умца».
Правда, у «нойе дойче велле» оказалось много поклонников еще по одной причине. Это очень прикольная и веселая музыка. Прикольная в каком смысле, сейчас объясню.
Вспомните, как 25 лет назад, учась в советской школе, вы пытались изображать панков, о которых что-то читали, что-то со священным ужасом говорили комсомольские агитаторы, но полной ясности не было. Панк в представлении советского школьника – это если разрисовать тайком от родителей фломастером физиономию, надеть что-нибудь дикое, вести себя непринужденно-непристойно и танцевать до упаду под какую-нибудь оглушительную музыку. А под какую музыку танцуют школьники? Под попсу. Вот если соединить попсу с чисто школьным таким, поверхностным пониманием эстетики панка, получится чистый «нойе дойче велле». Да, еще добавить фирменного немецкого юмора (что во все времена было несложно: достаточно петь тексты на немецком языке, который, по меткому замечанию Бронислава Нушича, напоминает не язык, а хронический катар верхних дыхательных путей). Так что «новая немецкая война» - идеи панка, воспринятые немецкими болванами-композиторами, превратившими его в танцевальную музыку для подростков. Самая дурацкая музыкальная мода начала 80-х, если вдуматься.
Главными центрами новой музыкальной моды стали в начале 80-х Гамбург, Ганновер и Дюссельдорф, откуда пошли по Европе безумно заводные хиты групп Trio, Spliff, Hubert Kah. Первой звездой нового направления считается певица Nena, из которой пытались сделать немецкую Ким Уайлд. Нена записала популярный хит «99 воздушных шариков», выпустила пару слабых пластинок (на ее сайте я с изумлением прочел, что она активно гастролирует до сих пор (!)). Однако истинные герои «нойе дойче велле» пришли позже. Для этого стиля Нена была недостаточно дурой.
У «нойе дойче велле» как нигде много групп-однодневок. Надо помнить, что Гамбург и Дюссельдорф – центры немецкой музыкальной промышленности. И всякий продюсер мечтает создать команду, которая запишет много хитов до того, как пройдет мода на ее музыку. Мода на «нойе дойче велле» просуществовала примерно три года. Посему любители до сих пор пытаются разыскать записи артистов «нойе дойче велле», которые вспыхнули на минуту и пропали навсегда. Был такой Питер Шиллинг, записавший убойный хит "Major Tom”. George Kranz, сингл "Dum Dum” с совершенно безумным текстом – «диндада, дум-дум, диндада, дум-дум» и так много раз. Сестры Инга и Анетта Хумпе, сегодня они, оказывается, звезды клубной танцевальной музыки в родном Ганновере. И еще многие-многие другие: Joachim Witt, Ideal, UKW, Extrabreit, Spider Murphy Gang… «Нойе дойче велле» оказалась настоящим кладбищем продюсерских проектов. Мало кто из звезд этого стиля надолго пережил моду на «новую немецкую волну»
Кстати, замечу, что тексты большинства хитов «новой немецкой волны» - это торжество бессмыслицы: постоянные «аха, аха, аха» или «да, да, да» и прочие короткие междометия – отличительная особенность групп этого направления. Впрочем, не будем забывать, что основной аудиторией этой музыки являлись подростки, а они не привыкли вслушиваться в слова.
И последнее. Практически все группы «нойе дойче велле» остались local heroes, за пределами родной Германии они практически неизвестны.
Batcave Movement
Batcave – это, если кто помнит, название убежища Бэтмена в известном фильме. А в 1980-м году так назвали новый клуб в Лондоне. Внешне клуб напоминал убежище Человека-Летучей Мыши: он имел такой же тренажерный зал, компьютерную лабораторию, и так же, как в пещере Бэтмена, здесь было несколько входов и выходов. Однако очень скоро из клуба, предназначенного для любителей подросткового кино, «Бэткейв» стал центром новой музыки, которую потом стали называть готической, а во времена работы клуба игравшие там группы объединили под общим названием batcave movement (движение клуба «Бэткейв»). Звездным часом клуба стало лето 1982 года, когда в «Бэткейв» каждый вечер выступали звезды новой готической волны – Bauhaus, Alien Sex Fiend, Siouxsie & Banshees, Theatre of Hate… К следующему лету исполнителей batcave movement стали называть готами – благо и «готическая» субкультура к тому времени расцвела. Готические клубы, где собирались юноши с лиловыми ногтями и девушки с черными губами, стали открываться повсеместно. Они предлагали более выгодные условия выступающим музыкантам, они делали интерьер-дизайн стопроцентно «готическим» - чтобы в зале вы чувствовали себя как в затхлом склепе. И очень быстро отбили у старика Batcave и посетителей, и основных артистов. Сегодня термин batcave movement означает локальную лондонскую музыкальную моду начала 80-х, своего рода предтечу британской готической музыки.
Фемо-панк
Понятно, что название фемо-панк очень условное. Фемо – значит, с женским вокалом. Впрочем, как самостоятельный стиль фемо-панк в начале 80-х не выделяли. Поющих девушек или групп с вокалистками в те времена хватало. И уж тем более в панке, где каждая вторая группа собиралась из завсегдатаев панковских клубов, и девушки в этих компаниях были. А у кого не дрогнет сердце, когда красивая девушка поет панк? Но это так, лирика.
С одной стороны, фемо-панк смыкается, как это понятно из названия, с панк-традицией. С другой женщины все же по природе менее агрессивны чем мужчины, поэтому всячески старались смягчить грубость и эпатаж панка. В результате мы получили необычное явление: панк-группы, играющие вроде бы панк, но сегодня это звучит как пауэр-поп, «мягкий рок», - словом, ни панк ни фига. Так, что-то среднее между шлягерами и панком. Женское счастье. Барышни взяли в руки гитары, одели косухи с булавками, покрасили волосы в зеленый цвет, но внутренне так и остались барышнями. В английской музыкальной прессе этот стиль иногда называют twee pop. Хотя не путайте. Twee pop – музыка, изначально ориентированная на хит-парады. Фемо-панк – музыка, ориентированная на успех в панк-аудитории, но приукрашенная и смягченная. Такой панк для старшеклассниц. Сегодня, правда, слушается очень даже ничего. New Irish Wave
Ирландским исполнителям вообще не очень везло с признанием за пределами их малой родины. В 60-е прогремел Ван Моррисон, спустя десять лет командные высоты в английском хард-роке заняла великая команда Thin Lizzy. Вот, в общем-то, и все. Но на переломе 70-80-х вспыхнуло сразу несколько потрясающе ярких команд. Поначалу они тусовались вокруг дублинского лейбла Good Vibrations, но очень скоро их приметили продюсеры с независимой фирмы Rough Trade и стали раскручивать как новый музыкальный феномен – новую ирландскую волну (new irish wave). Название не прижилось, да и сама сенсация оказалась недолговечной. Команды в обойме были уж очень разные. Единственное, что объединяло – происхождение, но и то недолго. К началу 80-х основные персонажи new irish wave переехали в Лондон, создав там небольшую, но очень активную ирландскую диаспору. Например, вокалист Undertones Фиргел Шарки возглавил отдел поиска молодых артистов на какой-то (не помню какой, но крупной) студии, и помог выйти в люди землякам – My Bloody Valentine и Therapy?
Шеффилдская сцена
Шеффилд – известный английский город, в самой середке Англии, столица графства Йоркшир. В начале 80-х – город, где зародилось, сформировалось и получило первый коммерческий успех движение неоромантиков. Правильнее было бы сказать, что в Шеффилде в начале 80-х зародилась традиция коммерчески ориентированной электронной музыки. Когда-то Шеффилд даже называли столицей синти-попа. И, кстати, это единственный в Британии город, где есть музей современной поп-музыки. Шеффилдская сцена – это такой редкий случай, когда в одном городе появляется несколько команд, разных по своему бэкграунду, но играющих стилистически близкую музыку. Подобными локальными феноменами история британской музыки буквально пестрит. Ковентри, откуда пошло возрождение ска; Манчестер, о котором и лишний раз говорить не следует; известный среди поклонников блюза Тоттенхэм, где блюзовые музыканты сделали своей фишкой знаменитый tottenham sound, и так далее. Что же касается Шеффилда, то там как началось 25 лет назад, так до сих пор никак не закончится. «Шеффилдская сцена» начала 80-х оставила мощную городскую традицию исполнения музыки на электронных инструментах. Эту традицию подхватили Стив Беккет и Роб Митчелл, которые создали самый известный британский лейбл электронной музыки Warp Records, штаб-квартира в Шеффилде. Из Шеффилда же корни великой электронной экспериментаторской группы Cabaret Voltaire, участники которой сегодня продюсируют альбомы Aphex Twin’а и LFO. Да, чуть не забыл: и Pulp ведь тоже из Шеффилда! Так что из искры, задутой в начале 80-х, возгорелось неплохое пламя.
Альтпопрок
Строго говоря, альт-поп-рок – достаточно синтетическое определение. Известно, что само слово alternative в английском чаще используется как прилагательное, нежели как самостоятельное определение стиля. Поэтому чтобы понять, что такое альт-поп-рок, следует прежде всего помнить, что представлял собой «базовый», опорный стиль - поп-рок. С поп-роком, собственно, все ясно: как только появился рок, так сразу же возникла и его попсовая, массовая, хит-парадная версия. Тот же рок, те же гитары, только чуть поглаже, послаще, попонятнее. Больше пафоса и меньше политики. Музыка для среднего класса. Изначальна сильные и безумные концепции, грамотно расфасованные для типичного потребителя. Альт-поп-роковые пластинки не стыдно держать в коллекции, если хочешь прослыть дельным меломаном.
Один мой знакомый вообще считает поп-роком весь стадионный рок, включая AOR, глэм, арт-рок и проч. Доля истины здесь есть. Хотя если говорить о тенденциях именно конца 70-х, когда возникло само понятие альт-поп-рок, то надо заметить, что тогда вся музыкальная среда испытывала сильное влияние идей панка. Правильнее сказать, что сама атмосфера того времени была буквально насыщена и пропитана панком.
И ранние альт-поп-рокеры – это недавние панки, которые в один прекрасный момент сказали – «не, мы не хотим всю жизнь играть по пивнухам. Мы хотим записывать хиты и зарабатывать нормальные деньги». Как уж их потом не называли – поп-панком или панками «второй волны», суть остается прежней: ребята грамотно использовали моду на панк, превратив ее в источник дохода. Среди них встречаются, конечно, и исключения (тот же Fall), но в массе своей достаточно тщательно поскрести любую легенду гитарного альтернативного поп-рока – и непременно обнаружатся ее панковские корни.
И последнее. Альт-поп-рок – достаточно промежуточный стиль. По сути, в начале 80-х возникла ситуация, когда появилось некоторое количество команд, которые играли вполне попсовую музыку, но при этом категорически отказывались признавать себя участниками какой-либо существующей на тот момент сцены – ни пост-панк, ни новая волна, ни новые романтики. Чтобы как-то обозвать эту компанию, придумали искусственный (что было понятно с самого начала) термин altpoprock. Чуть позже более употребительным стала дефиниция indie, обозначавшая группы, писавшиеся на независимых лейблах. В Billboard, главном музыкальном издании США, своего рода музыкальном Политбюро, даже завели собственные indie-charts. Почти одновременно появились Smiths, которые настолько выламывались из всех традиций, что для них было необходимо придумать какую-то собственную дефиницию, поскольку это был уже не поп и даже не совсем рок (вернее, совсем не рок). А в 90-е слово alternative стали лепить уже на что попало, окончательно девальвировав само понятие «альтернативности», то есть иного подхода к музыке.
Забавно, что сегодня alt-pop-rock начала 80-х звучит и воспринимается как самый что ни на есть мэйнстрим. То, что вчера было альтернативой, дерзким вызовом, сегодня становится консервативной традицией. Музыкальная революция четверть века спустя превращается в звуковое сопровождение ностальгических вечеринок.