На днях в интернетах наткнулся на материал об отказе питерских театров "Родина" и "Дом Кино" проводить показ фестиваля антифашистких фильмов "Открой глаза". В программе кинофестиваля оказался один фильм, который давно мне пытались насоветовать - Россия 88, и поборов все отвращение к отечественному кинематографу, ваш преданный товарищ сел за просмотр.
Немного о самом фильме. Снят он был в 2009 году Павлом Бардиным и представляет собой киноленту о субкультуре скинхедов/НС-ов/патриотов (тут уже каждый сам в меру собственных познаний в движении подставит). Нехитрый сюжет - полукровка, будучи другом главаря банды скинхедов, снимает пропагандистский фильм о правом движении, а на деле документирует всю жизнь банды, обосновавшейся в подвале под видом некоего спортивного клуба. Более полутора часов трясущаяся ручная камера демонстрирует нам, как патриоты русской земли совершают налеты на рынки, тренируются в лесных лагерях, пьют пиво и огне и мечом выжигают русскую землю, дабы не шли по ней инородцы. Простенький такой сюжет.
Теперь о главном. О подоплеке фильма. Автор бесспорно хотел донести, как же это постыдно и позорно быть расистом в современном гражданском обществе, но невольно заставил задуматься - а чем же фашист отличается от обычного человека? Человека настроенного шовинистически, ненавидящего все непохожее. Образ скинхеда в картине излишне романтизирован, а повадки главного героя (о котором мы еще поговорим) настолько интеллигентны, что даже слово "блядь" смотрится в его устах аки Евгений Онегин в исполнении Сергея Безрукова. Учитывая смещение центральной проблемы фильма - расизма на личную трагедию героя (его сестра начинает встречаться с кавказцем, после чего героем последовательно выпиливаются этот самый кавказец, сестра героя, а потом и сам герой "становится героем" методично выстрелив себе в рот под прицелом камеры жиденка-полукровки). Получается эдакий "Дом Солнца" для скинхедов. Почему-то никаких чувств кроме сочувствия и сопереживания главное действующее лицо киноленты не вызывает.
Павел Бардин неохотно рассказывает о том, кто являлся прототипом главного героя Штыка, а был им небезызвестный в узких националистических кругах предводитель наци-кабаре "Формат 18", тролль всея и всех, житель интернетов Тесак, он же товарищ Марцинкевич. Если кто не знает, этот парень прославился съемкой фейковых казней жителей Кавказа и пропагандистскими видео уровня чуть ниже среднего. Еще Тесак известен тем, что любит задавать "каверзные" вопросы подросткам и снимать это на камеру. Знает, кто такие "эмо". Прославился своим красноречием и любовью к взаимоисключающим параграфам ("если немец родится в России, он и не будет знать, что он немец, а вот если черный родится в России, то он так и останется черным. Это как обезьяну пытаться учить писать."). Так вот, вернемся к фильму. Банда Штыка тоже снимала аналогичные видео, местами даже откровенно пародируя манеру Тесака. Видео доставляют побольше.
Что еще сказать - присутствуют в фильме и продажные менты и некий "чиновник", предлагающий банде присоединиться к крупной коалиции НС-ов (вот по этой то причине фильм так и не выберется из интернета в большие или хотя бы малые залы кинотеатров). То есть можно сказать, все как и в жизни, за одним только исключением - и оно уже было обозначено - правдоподобие.
Если уж режиссер берется снимать фильм про скинхедов, так пусть он сначала позаботится, чтобы парни выглядели как скинхеды, а не как картинки моделей лонсдейла, пусть они матерятся, как матерятся скинхеды, а не Владимир Владимирович Маяковский на очередной поэтической схватке.
Фильм "Россия 88" - очень хороший фильм о субкультуре, несмотря на все нестыковки и недостатки, но это ни в кое случае не антифашистский, иначе "Сид и Нэнси" - фильм Антипанковый, "Контроль" - анти пост-панковый, "Солярис" -антикосмический - примеры можно приводить до бесконечности.
|