За календарной датой скрывается целая эпоха, созданная многослойными культурными пластами, а главное людьми, для которых рок-н-ролл стал образом жизни. Зажигательный драйв, танцующие пары, выдающие иной раз буквально акробатические номера. Рок-н-ролл стал не просто новым течением музыки. Это был новый стиль жизни. Вызов обществу и традициям.
Следы на пути бесшабашного, взрывного шествия это музыки запутаны. Большинство цепочек, так или иначе, приводят к "черным кварталам" Америки. В 50-е, когда общество только перевело дух после Второй Мировой войны, потрясений не хотел никто. Жизнь хотелось видеть тихой, размеренной. И в музыке господствовали мягкие, неспешные линии. Негритянский джаз, адаптированный к утонченному слуху богатых кварталов, мягкий южный блюз. Затишье перед бурей…
Рок-н-ролл был сумасшедшим гибридом кантри и блюза. Он появился на студии Сэма Филлипса "Sun Records" в Мемфисе, штат Теннеси, где Филлипс записывал небольшие группы. 5 июля 1954 года был теплый летний вечер в Мемфисе, Теннесси. Элвис Пресли, Скотти Мур и Билл Блэк делали запись на Sun Records. Как рассказывал Скотти Мур, "мы сделали перерыв, пили кофе, и вдруг Элвис начал что-то петь , прыгать и вообще валять дурака, Билл тоже схватил контрабас и начал дурачиться, и, знаете, я тоже к ним присоединился. Дверь в комнату, где сидел Сэм, была открыта, он то ли редактировал записи, то еще что-то, он высунул голову и сказал "Что это вы делаете?" , и мы ответили "Не знаем". "Вернитесь-ка", сказал он, "попробуйте найти, с чего начали, и сыграйте еще раз". Видимо примерно так началась одна из новых страниц XX века.
Западу свойственна предприимчивость. Новая музыка зазвучала по радио и телевидению, под нее танцевали на вечеринках. Танцевать под нее было легко, что привлекало молодое поколение. Она позволяла выплеснуть энергию и продемонстрировать силу. Медленные баллады также были популярны, так как у многих подростков не хватало физической выносливости или координации движений, чтобы танцевать под быструю музыку. Рок-н-ролльная лихорадка со скоростью пожара охватила Америку и Англию. А что происходило по другую строну океана?
Железный занавес, незримо отгораживающий СССР от стран "чуждой идеологии", естественно замедлил проникновение рок-культуры в Советский Союз. О том, как осуществлялся контроль в авторитарном государстве написано уже не мало. Секретари обком и райкомов видели в рок-музыке заразу, бояться которой следовало как чумы. Но бешеные ритмы и крик электрогитар полностью остановить было невозможно. Различными путями записи проникали в бывший оплот социализма. Их привозили и перепродавали моряки из загранрейсов, радиолюбителям удавалось прорваться сквозь глушилки и через треск помех разобрать звуки запретной музыки.
Бас-гитарист скороспелой и недолговечной команды 70-х "Болото№3" вспоминал один забавный прием, позволявший иногда обойти запрет цензуры на исполнение рок музыки на молодежных концерта. "Песни объявлялись как "пародия на музыку загнивающего Запада". Народ слушал с большим удовольствием, а мы могли играть то, что нам нравилось".
Русский рок сильно отличался от западного. В первую очередь текстами песен. В песнях американских и английских исполнителей на главном месте стоит музыка, а текст служил лишь дополнением и зачастую делался наспех в последний момент. Отечественный рок, напротив, традиционно уделяет важную роль смысловой нагрузке. Социально острые песни придавали авторам статус чуть ли не пророков. Гонения властей и комитетчиков - ореол мученичества.
Но шло время, Советский Союз становился более открытым, потом и вовсе перестал существовать. Но эпоха вседозволенности, в том числе и в культурном плане, сыграла отрицательную роль. Лидер новосибирской группы "Перепутье" Дмитрий Лагутин в разговоре на эту тему сказал: "Открылись двери и можно было выйти из подполья. Многие растерялись. Чем теперь привлечь к себе внимание? В чем-то мэтр БГ был прав. Рок-н-ролл мертв. Но мертв, скорей как образ жизни. Протестовать стало скучно - ведь все можно". Тут не выдержал я, - "Дим, так что рока теперь нет?". "Ну, зачем уж так грустно? Просто теперь недостаточно надеть рваные джинсы и спеть антиправительственную песню. Надо выходить на качественно новый уровень. Работать и головой думать и тогда, как говорят в народе, "будет рок на нашей вечеринке". Рок-н-ролл это классика. Классика же, сами знаете, вечна.