Главная » 2011»Апрель»2 » NUGGETS: ARTIFACTS FROM THE 1ST PSYCHEDELIC ERA 1965 – 1967
>
14:21
NUGGETS: ARTIFACTS FROM THE 1ST PSYCHEDELIC ERA 1965 – 1967
«САМОРОДКИ: АРТЕФАКТЫ ПЕРВОЙ ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ ЭРЫ 1965 – 1967» – сборник записей малоизвестных групп гаражного рока середины – конца 60-х. Компиляция появилась на свет благодаря энтузиазму Джека Хольцмана, основателя лейбла Electra. Ему помогал Ленни Кей, будущий гитарист группы Патти Смит (и ее будущий муж). Вдвоем Хольцман и Кей собрали 27 песен, взятых с синглов американских гаражных групп. Компиляция на двух виниловых альбомах вышла в 1972 году. Ленни Кей написал краткую биографию каждой группы. Как он сам потом признавался, никто из авторов проекта не ожидал, что пластинка вызовет такую бурю.
Резонанс был невероятным. В течение последующих лет Nuggets (кстати, название – «Самородки» - придумал Ленни Кей) оставались хоть и не самым популярным, но одним из наиболее влиятельных дисков. Грубая и сырая музыка, получившая название garage rock, творческий метод, который позже назовут DIY, своеобразная эстетика «гениального дилетантизма» заразила многих.
Можно без преувеличения сказать, что Nuggets сформировали новое музыкальное мышление. Этой пластинкой заслушивались и будущие звезды панк-рока, и вообще практически все последующие поколения рок-музыкантов. В том числе и те, кто несет ответственность за возрождение в 90-е годы гаражного звука – Pavement, Jon Spencer Blues Explosion, Sonic Youth. Известно, что этот диск был в числе любимых у таких людей, как Джонни Роттен и Курт Кобейн. Nuggets изменил подходы к продюсированию и дистрибуции: после этого общим местом стало мнение о том, что «людей незнаменитых в мире нет», и репертуарные отделы крупных фирм стали тщательнее отслеживать новые команды. Ведь многих поразило именно то обстоятельство, что самые классные песни из компиляции Nuggets были в буквальном смысле выкопаны из мусора. На них попросту не обратили внимания в свое время.
Авторитетные энциклопедии до сих пор приводят Nuggets в качестве примера, как одна мастерски сделанная пластинка способна произвести революцию.
И это далеко не все. Nuggets стала единственной пластинкой-сборником, включенной в список 100 самых влиятельных альбомов всех времен, составленном журналом Rolling Stone. Не говоря уже о том, что из всех пластинок «золотой сотни» Nuggets вдобавок и хуже всех записана – качество звука на многих записях гаражного рока, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но практически никто не спорит с утверждением, что грандиозный успех Nuggets сделал эту пластинку модой, культом, Новым Заветом рок-н-ролла.
В 1976 году вышло продолжение – Nuggets vol 2, там уже получше звук и группы более известные. В третью пластинку – Nuggets vol 3 – включили даже известные в 60-е шлягеры вроде "Wooly Bully” группы Sam the Sham & the Pharaons – впрочем, создатели уверяли, что эта песня сделана именно в «гаражной» стилистике. Параллельно по всему миру развернулось nuggets-движение: люди разыскивали забытые синглы малоизвестных или никому не известных команд, надеясь повторить уникальный успех «оригинальных» Nuggets.
В 1987 году фирма Rhino, обладавшая к тому времени самой обширной коллекцией записей гаражных групп 60-х, выкупила права на бренд и переиздала всю серию пластинок под единым названием Nuggets. Само название "Nuggets”, помещенное на обложке пластинки, автоматически делало ее раскупаемой, поэтому опасайтесь подделок. Существуют многочисленные "More Nuggets” и "Best of Nuggets”. Есть такой неожиданный проект как Nuggets of Nuggets (лучшие песни со всех nuggets-сборников). Или Children of Nuggets, куда вошли записи групп 80-90-х, сочинявших песни под влиянием «отцовских» Nuggets. Все это, в сущности, для коллекционеров. Классикой остаются первые четыре выпуска серии "Nuggets”, изданные компанией Electra в 1972-1976 годах.
Еще пара фактов из истории. В 80-х Nuggets перешагнул границы и стал международным явлением. Сегодня известны бразильские и японские компиляции Nuggets, включающие, соответственно, записи бразильской психоделии и японского garage rock 60-х. В 2004 году на основе Nuggets был создан новый радиоформат – плейлист радиостанции Garage Rock Radio. В Интернете на сайте компании Rhino до сих пор время от времени выкладываются синглы гаражных групп 60-х, разысканные фанатами и адептами этого могучего движения – Nuggets.
Успех этой компиляции вызвал небывалый интерес к самому феномену гаражного рока 60-х, который современниками был фактически не замечен. Выяснилось, что на одном временном отрезке с Beatles и Rolling Stones существовало огромное количество еретиков, одержимых, психов, разгневанных, алкоголиков – словом, музыкантов, которые писали музыку не хуже. Практически все эти команды остались локальными легендами, известными разве что в своем городке, или в своем клубе, или в своем университете, или – раз уж на то пошло – в своем гараже. Гараж был главной репетиционной точкой большинства таких групп. Кстати, именно поэтому большинство из них звучат гулко, сыро и невероятно бешено – чего никак не удавалось добиться группам первого эшелона, несмотря на все усилия нанятых высокооплачиваемых звукорежиссеров.
Дискография гаражных команд – как правило, 5-6 песен, реже - концертный альбом, еще реже - полноценные альбомы. Собственно, в этом и заключается кайф для слушателя - не просто слушать музыку, но и подсознательно смаковать чьи-то упущенные возможности. Интересный факт: одними из самых преданных поклонников серии Nuggets являются как раз музыканты и продюсеры. Они не могут поверить, что такие песни, потенциальные молодежные гимны, столько лет пылились в архивах и на полках. Великие дилетанты, суровые подвижники, а проще – музыканты, которые принимали популярные галлюциногенные препараты, слушали Doors, Stones и психоделический рок, и в итоге пришли к сочинению собственных песен, благодаря которым мы сегодня их и знаем. И еще раз скажем спасибо Джеку Хольцману и Ленни Кею, который, к слову сказать, два года назад ушел из жизни по причине профессиональной болезни старых рокеров (liver cancer, цирроз печени).
Движение гаражного рока стало движением именно после успеха Nuggets. Только тогда стало понятно, что это не случайные находки, а система. Видимо, что-то такое витало в воздухе, если группа из маленького американского города, музицируя в гараже, могла придумать и в трех песнях воплотить всю эстетику, например, готического рока.
Музыкальная промышленность, индустрия звукозаписи, великие контракты и впечатляющая карьера прошла мимо этих людей. Тем интереснее сегодня внимать их рискованному, мрачному, беспокойному и порой параноидальному творчеству. Успехов вам в прослушивании.
И напоследок – несколько моих комментов к песням из компиляций Nuggets.
Electric Prunes "I had to much to dream (last night)” Первая песня, отличное начало! Гитара записана так, что постоянно слышен какой-то жужжащий гул, примитивные звуковые эффекты (пленка задом наперед, западающие и «плавающие» клавишные). Этакая home made психоделия. Или готический панк, который, собственно, как самостоятельный стиль появится лет через 15.
Knickerbockers "Lies” Не Битлз, но чертовски похожи! Если это имитация, то имитация гениальная, не хуже первоисточника. Больше всего поражает дата издания: оригинальный сингл записан в 1965 году, на гребне битломании.
Vagrants "Respect” Рок-соул с сырым вокалом. Похоже на Отиса Реддинга.
Shadows of Knight "Oh Yeah” Блюз атакует! Редкий пример, когда белые парни играют блюз с энтузиазмом и убедительностью какого-нибудь Джона Ли Хукера. Добавляя к нему такие хромые псевдороллинговские гитарные партии. А вообще-то потом они стали одной из лучших американских ритм-энд-блюзовых команд (сами они из Чикаго), их вокалист Мик Лав создал впоследствии главную команду барокко-рока Stories.
The Seeds "Pushin’ too hard” Одна из вершин гаражного рока и, пожалуй, эмоциональный пик всей компиляции. Seeds – довольно известная группа, во-всяком случае, эта песня записывалась в профессиональной студии. В энциклопедиях их называют прото-панками. Очень может быть.
Magicians "An invitation to cry” «Приглашение поплакать» - вполне подходящее название для этой психоделической баллады с явным влиянием калифорнийского рока и в особенности Джима Моррисона.
13th floor elevators "You’re gonna miss me” Еще одна великая легенда гаражного рока. Их вокалиста Роки Эриксона до сих пор называют «невидимым гением» (invicible genius) рок-н-ролла. Во что нетрудно поверить, послушав хотя бы одну песню 13th floor elevators. Увы, им не повезло: их альбомы записаны очень скверно, сплошное «бубубу» на нижних частотах. Эриксон в конце 60-х сошел с ума от чрезмерного потребления психотропных препаратов, повторив судьбу другого «безумного самородка» рока, Сида Баррета.
Count 5 "Psychotic Reaction” Тоже герои. Из Калифорнии. Блюз-рок, который один критик назвал «помоечным».Если бы не Nuggets, никто бы и не знал, что была такая группа. Типичные one-hit wonders, группа одного хита, но какого! "Psychotic Reaction” – это настоящий полноценный панк, так что снимите шляпы – перед вам истинная классика жанра.
The Leaves "Hey Joe” После них эту песню записал Джимми Хендрикс, и с его версией, безусловно, никто не может конкурировать. Однако послушайте этот красивый трек с грязными галопирующими гитарами.
Amboy Dukes "Baby please dont go” Один из главных блюзовых стандартов в бесподобном исполнении безумной группы, где на гитаре играет молодой Тед Нюджент.
Nazz "Open my eyes” Главный рифф нагло украден у Who из песни "I cant explain”. Необычные звуковые искажения придают этой песне какое-то шизофреническое очарование.
Music Machine "Talk Talk” Первая песня на втором выпуске "Nuggets”, который, к слову, многие знатоки считают лучшим в серии. Дикая вещь: ваша крыша, беспомощно вскрикнув, слетает с первого же аккорда. Мощные клавишные, давящие басы, невообразимые ритмические сбивки. Одна из лучших песен в роке, однозначно. В 1980 году свой кавер на нее записал Элис Купер (большой фанат гаражного рока). А сама песня длится меньше двух минут. Шедевр!
Litter "Action woman” Группа из Восточного Техаса. Песня чрезвычайно проста, прозрачна и вместе с тем утверждаю, что это одна из лучших психоделических баллад всех времен. Сильное влияние Rolling Stones.
Elastic Band "Spazz” Еще одна дикая вещь. Перегруженные зафузованные гитары вкупе с сельской гармошкой. Наркоманский гимн на деревенской свадьбе.
Chocolate Watchband "Sweet young thing” Гаражные группы, понятно, тянули гитарные аккорды у всех подряд, но чаще всего – у тех, кем вдохновлялись. В этой песне главный рифф сперт из песни "Paint it black” Rolling Stones. Послушайте, во что они его превратили. Strawberry Alarm Clock "Intense & Peppermint”. Редкий случай: этот сингл стал хитом, попал в национальный Top100 в 1968 году. Редкий успех для стопроцентно гаражной команды. Стиль – смесь бабблгама с психоделией. Дальнейшая судьба группы не прослеживается.
Love "7 & 7 is” Звезды психоделического рока, великий и ужасный Артур Ли. Впрочем, психоделией они занялись позже, а это сингл с их дебютного альбома. Все как надо, все в гаражной стилистике: ободранный до костей блюз, голый свирепый саунд, грохот горного обвала в конце. Кавер этой песни тоже делал Элис Купер.
Kim Fowley "the Trip” Интересна не столько песня, сколько метод ее создания: в студии сидит обкуренный человек, который поет-наговаривает-наборматывает являющиеся ему образы (поэтому не стоит удивляться, что он видит пурпурных ангелов и изумрудных крыс). Ким Фоули – заслуженный музыкант, солидный человек, много сотрудничавший с американскими фолк-группами, в том числе и с Byrds. А вот поди ж ты.
Beau Brummels "Just a little” Красивое воплощение идей мерси-бита в исполнении американских англофилов. Такую песню вполне мог бы исполнить Ринго Старр, если бы он баллотировался в президенты США.
Five Americans "I see the light” Незабываемая песня. Попади она в свое время в руки опытного продюсера, быть ей гимном хиппи вроде "California Dreaming” или "San Francisco”.
Woolies, "Who do you love” Еще одно (неизвестно какое по счету) исполнение классического хонки-тонк-блюза Бо Диддли. Но теперь – в гаражном стиле, очень сырой звук.
Merry-Go-Round "Live” Чистые и крепкие, как медицинский спирт. Кто это такие – неизвестно. Известно, что все их творческое наследие включает в себя несколько синглов, каждый из которых – гимн психоделической эпохе.
Captain Beefheart "Diddy Wah Diddy” Ныне Дон Ван Вилет, создатель этой команды – очень уважаемая личность в роке, что-то вроде наместника Фрэнка Заппы на земле. А его ранние альбомы – это, безусловно, гаражный рок: громыхающий, сорванный, издевательский. С сиплым пропитым-прокуренным-продолбанным вокалом самого Вилета. Слушать всем!
Sonics "Strychnine” Весьма известная группа, какое-то время считались «нашим американским ответом» Rolling Stones. Курили траву постоянно, благодаря чему изобрели собственный саунд: глухой и резкий гитарный бой, который, как утверждают компетентные источники, появился после того как музыканты обклеили стены своей студии картонными ячейками из-под яиц.
Max Frost & Troopers "Shapes of things to come” Идеологи студенческого антивоенного движения в 1968 году, политический рок, а уж где в песнях политика – они редко бывают интересны в музыкальном отношении. Но здесь, похоже, редкое исключение. Песня резкая, жесткая и очень мелодичная. Ее перепели на своем дебютном альбоме Slade. Рекомендация всех лиц старше 35 помещать в концлагеря в принудительным употреблением ЛСД – это даже для конца 60-х было сильным заявлением.
Golliwogs "Fight Fire” Это будущие Creedence Clearwater Revival. Если кто не знает, Creedence - одна из самых успешных американских рок-групп. Вполне гаражный звук, и вопли Тома Фогерти вполне аутентичны (позже главным певцом группы станет его брат Джон).
The Choir "It’s Cold outside” Pre-Raspberries, блю-айд-соул, то есть черный соул в исполнении белых мужчин. Концепция вполне хулиганская, музыка, увы, попсовая.
Sir Douglas Quintet "She’s about a mover” Тоже довольно известная группа, пытавшаяся скрестить рок-н-ролл со стилем текс-мекс, что в итоге производило впечатление в общем-то скромное. Текс-мекс – техасско-мексиканское кантри, так что особого вдохновения слушать его даже в рок-обработке нет.
E-Types "Put the clock back on the wall” Загадочная команда. Почему эта песня не стала хитом на всех радиостанциях, непонятно. Расслабленно-бесцветный вокал, который в припеве сменяется хором и вдобавок мелодия – супер. Душевная вещь.
Rationals "I need you” То, что надо: песня сделана на одном риффе плюс десяток слов. Очень похоже на Kinks.
Barbarians "Are you a boy or are you a girl?” Кстати, вполне разумный вопрос в эпоху моды на длинные волосы. Типичный гаражный стандарт, если можно так выразиться: безделушка, простая мелодия, потом вдруг все взрывается, вокалист начинает рычать, и вдруг – рраз! - и опять все спокойно.
Sam the Sham & the Pharaons "Wolly Bully” Видимо, единственный опыт создания танцевальной гаражной музыки. Этот сингл был безумно популярен в шестидесятых, его до сих пор неизменно включают в попсовые компиляции "golden 60’s”, но в контексте «неформатных» Nuggets слушать этот туповатый шлягер как-то не совсем привычно.
Strangeloves "I want candy” Любимая песня Малькольма Макларена, который придумал Sex Pistols. Какая-то из курируемых им групп потом сделала свою кавер-версию. Там поет девушка, поэтому рефрен про "I want candy” («я хочу конфетку») приобретает такую фаллическую-метафорическую окраску.
Kingsmen "Louie Louie” Эта песня стала одной из наиболее часто исполняемых. Чрезвычайно простой рифф (па-бабам-бабам – и так до бесконечности), текст, наводящий на мысль о легких наркотиках, под влиянием которых находился автор, общая атмосфера какой-то солнечной безмятежности… Ну, вы ее, впрочем, и так знаете.
Monks "the Witch” Европейский гаражный рок. Конкретнее – Германия. Вот как это звучит у немцев: лающий гитарный бой и абсурдно грубый звук. Говорят, были безумно популярны в своей Дойчландии. Не знаю, проверить невозможно. Но понятно, почему самые крутые гаражные группы появились именно в Штатах: в Германии слишком все серьезно и деловито. Слушайте, кому хочется. Мне не хочется.
Other Half "Mr.Pharmacist” В 80-е версия этой песни в исполнении группы Fall стала хитом. Сырой и грязный гитарный рев Fall, положенный на гипнотический ритм, что называется, попал в кассу. Кстати, в оригинальной версии песня звучит точно так же.
We are the People "You burn me up & down” Вот еще обратите внимание – подростковый гаражный рок. Группа – чуть ли не школьники. Песня – великолепная. Из тех, которые потом будешь помнить всю жизнь, не зная имен авторов. В чем, собственно, и заключается весь кайф гаражного рока.