Суббота, 30.11.2024, 09:39
Всем рок, Дружище | RSS

...

Главная » 2011 » Март » 18 » 30 лет назад. Музыкальные таблички от Владислава Толстого. Часть Вторая
>
13:57
30 лет назад. Музыкальные таблички от Владислава Толстого. Часть Вторая
No wave 
Продолжим нашу публикацию событий начала 80-х годов. На сей раз речь об экспериментальной музыке No Wave, ска и зарождении хардкора.
 
No Wave

No wave (никакая волна) появился в Нью-Йорке. Это был стиль на один сезон, и даже не столько музыкальный стиль, сколько присущий нью-йоркской богемной тусовке артистически-художественно-театральный хэппенинг с участием отдельных групп. За десять лет до no wave из аналогичной тусовки выросли Velvet Underground и Лу Рид, «сезон no wave» дал урожай групп, записи которых сегодня слушать невозможно, но чье влияние прослеживается в большинстве современного гитарного рока – от Nirvana до Sonic Youth. «Никакая волна» создавалась «никакими артистами», группами, большинство из которых не пережили даже своих первых альбомов. Сегодня неизданные записи «никакой волны» разыскивают в архивах и издают, чтобы потом продать за большие деньги. Потому что он опять в моде, спустя 25 лет. Я сам держал в руках дорогущий роскошный сборник «классического» DNA, изданный в Японии в прошлом году.

Хотя лучше всего эти записи не слушать – ничего интересного там нет. Наиболее полное представление о безумной магии no wave дает компиляция "No New York”, куда включены записи четырех лидеров «никакой» сцены – DNA, James Chance & Contortions, Mars и Лидии Ланч в составе Teenage Jesus & Jerks. Выход альбома продюсировал Брайан Ино, он же отобрал самое лучшее из всего того шумного и лязгающего хлама, который волна no wave принесла в музыкальные архивы. Сборка вышла в 1978-м году и зафиксировала no wave в высшей точке его неяркого расцвета. Правда, успешным этот релиз назвать нельзя. Как водится, настоящая слава, внимание, толпы поклонников, подражателей, журналистов, издателей архивных записей и ученых, желающих написать про no wave научную работу, появились через двадцать лет, когда большинства звезд no wave уже не было на свете. 



No wave с музыкальной точки зрения по сути представляет собой то, во что превратился панк-рок, когда панк-волна докатилась до нью-йоркских кварталов Лоуэр-Ист-Сайда. Здесь традиционно селилась богемная публика, не признающая никаких авторитетов. Появление «новой волны» заставило их из чувства противоречия объявить о рождении «никакой волны». То есть движение no wave начиналось не столько с изучения феномена панка, сколько с его отрицания, с политического жеста. Формально «никакие» не связаны ни с панком, ни с традиционным роком, но не подлежит сомнению, откуда они черпали вдохновение и свои идеи – в музыкальном авангарде и атональном джазе, столицей которых в конце 70-х считался Нью-Йорк. Кстати, немало позаимствовали и у панка – в первую очередь абсолютную, ничем не сдержанную свободу. У «новой волны» «никакая волна» заимствовала своеобразную «антиэстетику» - когда в рамках одного музыкального номера можно смешивать стили, влияния, инструменты, тональности и гармонии. Результат заставляет думать, что эта музыка пропущена не через мозги музыкантов, а через их нервную систему или, извините за сравнение, автомат по приготовлению колбасного фарша. 



Практика no wave команд – это практика «независимой», «подпольной», «альтернативной» и проч. музыкальной культуры, заведомо отрицающей любые вызовы культуры «официальной». Хотя панк и «новая волна», вызвавшие к жизни «ноу вэйв», были точно такой же «независимой» и полуподпольной музыкой в своей стране. И впоследствии звезды "no wave” не раз сходились на одной сцене с людьми, которых они когда-то «опровергали» - например, известно о плодотворном сотрудничестве Лидии Ланч и Джона Лайдона из Sex Pistols. Можно сказать так: «никакая волна» - это метафизическое отражение тенденций британской «новой волны», представленное рядом альбомов, записанных преимущественно американскими музыкантами. 

No wave никогда не было в фокусе внимания музыкальных СМИ: концептуально это была совершенно некоммерческая музыка, вдобавок лучше писать о группах, играющих понятную и приятную музыку, чем о каких-то лохматых персонажах с безумными глазами, выдающих за музыку хаотическую звуковую кашу. Ноу-вэйв – это самые радикальные для того времени концепции звукоизвлечения, самые шумные гитары, самые искаженные и абразивные звуки, самые запоминающиеся перфомансы, самые абстрактные стихи и названия групп. Правда, их крутизну оценили немногие. «Никакая волна» осталась стилем, известным в нескольких нью-йоркских клубах и маленьких фирмах грамзаписи. Одна из них, Ze Records, спустя много лет переиздаст весь бэк-каталог ноу-вэйва и заработает большие деньги, но в конце 70-х звезды no wave не заключили ни одного приличного контракта. Это был чистый беспримесный продукт некоммерческой музыкальной культуры – честный, безработный, веселый и бедный. 

No wave просуществовал недолго: всякая мода на шумное, авангардное и радикальное недолговечна по определению. Большинство команд, получивших известность в «никакой волне», двинулись в сторону музыкального авангарда, и сегодня имена Арто Линдсея и Лидии Ланч занимают не последнее место в иерархии мирового музыкального авангарда. Другие просто распались, поскольку изменились вкусы и интересы нью-йоркской богемы, и играть немодную музыку стало неинтересно. Отдельные команды, играющие no wave, появлялись в других городах США и в Англии, и с ними тоже происходили самые причудливые эволюции. Можно привести пример Tuxedomoon, открывших новую эпоху в популярной музыке, или Kid Creole & Coconuts, получивших успех в танцевальных чартах.

Twotonerecords 

1980 год ознаменовался возрождением интереса к музыке ска. Считается, что главным человеком, который вернул ска народу, был ямайский продюсер Десмонд Деккер. В 1980 году как раз вышел альбом "Black And Dekker", который, как считается, очень серьезно повлиял на британскую поп-музыку. Основу проекта составила группа "The Specials", а участвовали в нем музыканты из "Graham Parker's Rumour Band" и "The Pioneers". Успех Specials привлек внимание к лейблу, на котором они записывались. Так в британской музыкальной прессе появился новый феномен – "2-tone sound”, или «звук 2Т». В некоторых источниках это явление еще называют «возрождением» или «второй волной музыки ска».

Что такое ска? В ямайском фольклоре есть такой ритм – mento. До начала 40-х годов на нем была основана вся ямайская музыка. С появлением радио жители Ямайки стали заядлыми слушателями радиостанций, передававших джазовую музыку. То, что им нравилось, они обрабатывали на свой манер. В то время Ямайка вот-вот должна была обрести независимость от британской короны, и многим хотелось услышать и потанцевать под "родную" музыку. Ямайский музыкальный продюсер Clement "Coxsone" Dodd занялся этим вплотную. Ходит много версий появления ска и объяснений происхождения этого звучного названия. Наиболее убедительным кажется следующее: название это звукоподражательное, так звучит гитара, играющая синкопы на заднем плане. Типичное звучание ска - это акцентируемые барабанами 2-я и 4-я доли и "прогуливающаяся" бас-гитара. Окончательно оформили ska как отдельный стиль такие музыканты, как Coxsone, Prince Buster, Clue J, Duke Reid и другие. Когда духовые инструменты слились с ударными в свободной по форме, бунтарской и сладкозвучной музыке, родился первый исконно ямайский стиль поп-музыки. 



В Великобритании ska стала известна сначала как "ямайский блюз", а затем музыкальное издательство "Blue Beat" дало еще одно название этой музыке - 'blue beat'. Вскоре ска стала очень популярной у британских "модов", что привело к прочной ассоциативной связи между мотороллерами, узкобортными шляпами (trilby) и ямайской традиционной музыкой. Впоследствии шляпы-трилби, узкие штаны и белые носки перекочевали из арсенала модов в гардероб поклонников ска-групп.

Здесь нельзя не упомянуть про ямайских "грубиянов" или "rude boys". В 60-е годы, в трущобы Кингстона прибыло множество молодых парней в поисках работы, которой не было и не предвиделось. Чувствуя себя обделенными, эти ребята выработали некий поведенческий шаблон или коллективный образ "грубияна" (rude boy). Стиль "rude" был их попыткой самоутверждения в обществе. Эти бритоголовые агрессивные молодые люди, возможно, стали прообразом британских "скинов". Rude boys даже танцевали по-особому - медленнее, с угрозой... Популярные в среде «крутых грубиянов» ска-группы изменяли свою манеру игры в угоду их настроению: басовая линия становилась более напряженной. «Прогулочный» стиль ска становился более, если можно так сказать, политизированным.

70-е идеалы руд боев выразили панк-группы, придумавшие использовать в своих песнях ритмы реггей. В первую очередь речь идет, разумеется, о Clash. В 1980 году на экраны вышел фильм "Rude Boy”, музыкальные темы для фильма сочинили Clash. Этому фильму вместе с пластинкой "Dekker & Black” суждено было перевернуть мироощущение нескольких молодых людей из английского города Ковентри.

Ковентри стал известен еще в годы второй мировой войны как город, который немецкая авиация практически стерла с лица земли. В военных играх до сих пор используется термин «ковентрировать», означающий тотальное уничтожение. После войны в Ковентри переселилось множество выходцев из Индии, Африки и Океании. К иммигрантам здесь относились более терпимо. Молодые люди разных цветов кожи свободно общались в барах, кинотеатрах, и, разумеется, на танцах, где играли попеременно «черную» и «белую» музыку. В местных группах считалось нормальным, когда белые и черные музыканты играют на одной сцене (в Лондоне снобистские хозяева клубов просто не поняли бы, почему в группе играют «цветные»: «Эй, парень, возвращайся в свой квартал»). Одной из таких групп, играющих то реггей, то даб, то панк, то английский фолк, была The Coventry Automatics. Позже группа сменила название на The Specials. 

Клавишник и саксофонист Specials Джерри Даммерс (Jerry Dammers) мечтал создать лейбл, который стал бы британским вариантом американской фирмы Motown, пропагандировавшей черную музыку. Даммерс заручился согласием крупной фирмы Chrysalis на издание нескольких синглов с записями местных групп. Как и Prince Buster в начале 60-х, Даммерс хотел создать что-то новое. Он придумал лого новой фирмы. Это рисунок человечка в черном костюме, белой рубашке, чёрном галстуке, чёрных очках, в белых носках и чёрных туфлях, которого назвали Walt Jabsco. Даммерс собственноручно перерисовал человечка с обложки одной из ранних пластинок реггей-певца Питера Тоша, и Уолт Джабско стал талисманом нового музыкального явления – «второй волны ска». Мифический Уолт Джабско вскоре стал настолько популярным, что у него даже появилась подружка для танцев. Ее звали Бит Бетти (Beat Betty). 

Человечка в черно-белом одеянии изобразили на обложке первого сингла группы Specials. Тогда же придумали и название для нового лейбла – 2-tone. То есть «два оттенка» или «два тона». Это был первый лейбл, популяризовавший совершенно маргинальное по тем временам музыкальное направление – ска. Через несколько месяцев полузабытая танцевальная музыка с Ямайки стала самой актуальной тенденцией лондонской музыкальной моды, а само название ”2 tone” стало означать нечто больше чем просто фирму, записывавшую группы, состоявшие из «черно-белых» («два оттенка») музыкантов.

Во время расовых столкновений и в пик деятельности расистского Национального Фронта, чёрно-белая одежда и расово смешанный состав групп пропагандировали расовое единство в стране. Поскольку это вызывало оживленную полемику в музыкальных изданиях, музыка ска в ее новом воплощении оказалась достаточно политизированной. Группы не только обсуждали проблемы межрасовых отношений, но и вообще много говорили «за политику». Причем не только говорили: команды с "2 tone records” выражали, как принято говорить, активную гражданскую позицию, активно выступая в музыкальных политических тусовках левого толка вроде "Red Wedge” или "Rock in Opposition”. Именно черно-белые музыканты с 2-Tone развернули в Британии агитационную кампанию за освобождение борца за права африканцев Нельсона Манделы, а группа Specials даже записала сингл "Free Nelson Mandela”. Этот сингл раздавали бесплатно и рассылали по радиостанциям, и опыт такой политико-музыкальной агитации впоследствии использовали и другие музыканты. Ска-группы сделали рок не просто политизированным, а превратили его в инструмент прямого политического действия!

Вдобавок Дэммерс очень скоро понял, что «черно-белая» аудитория увеличивает продажи минимум вдвое! Первый сингл Madness, изданный на 2-tone records, разошелся тиражом 300 тысяч экземпляров в течение недели безо всякой рекламы. Через неделю только и разговоров было, что о новой моде – музыке ска. И это, как оказалось, было только началом! 

Madness, к слову, продемонстрировали миру простой рецепт «получения ска». Ска в их исполнении – это панк-рок, замедленный до 70 ударов в минуту. Просто ребята, не убирая ноги с педалей своих драйв-примочек, стали играть оффбит в слабую долю. Логично и даже проще (нет проблем с темпами) играть слабую долю не замедляясь. Вот вам и ска! Еще один отход от традиций – в ска-группах, как правило, музыкантов было больше, чем в стандартном рок-составе бас-ударные-соло-ритм. В Madness – шестеро, в Specials – семеро, в Bad Manners на сцену выходили двенадцать участников! Дело в том, что помимо традиционной ритм-секции ска-группы широко использовали духовые – саксофоны, тромбоны, трубы.
 


Считается, что популярность записей ска-групп способствовала определенному «смягчению нравов» среди британской молодежи, особенно выходцев из рабочего класса: межрасовые и межэтнические проблемы тогда были весьма актуальными. И то обстоятельство, что на концертах ска-групп присутствовали черные и белые rude boys, сильно воодушевляло прогрессивную британскую общественность. 

Впрочем, если абстрагироваться от общественно-политической значимости «двухцветных» групп ска, надо сказать, что главным достоинством этой музыки было то, что она заводная, динамичная, отвязная и очень танцевальная. С момента выхода первых синглов Madness и Specials ска-шлягеры прочно оккупировали дискотеки и танцевальные чарты. Ска вышел за рамки этнической музыкальной культуры и создал благоприятную почву для того, чтобы продюсеры и диджеи, люди, формировавшие репертуарную политику крупных лейблов, обратили внимание на музыку «иммиграционной волны», которая до сих пор вообще никак не учитывалась британским музыкальным истеблишментом. 

Все восемь синглов, изданные 2Т за первые два года, разошлись средним тиражом в 250 тысяч экземпляров, вдобавок все они побывали в британской национальной десятке. Успех маленького лейбла, выпускающего музыку, популярную среди цветного населения, был нереально высок. Все понимали, что долго так продолжаться не будет – мода на ска вот-вот пройдет. Так оно и оказалось. 

В 1981 году начались проблемы с финансированием. Дэммерс сделал ставку на новый альбом Specials "In the studio”. Бюджет этого альбома был самым большим из всех групп, которые писались у Дэммерса. Альбом провалился, убытки сделали фирму банкротом. Chrysalis Records купили 2-Tone у Dammers, оставив ему право прописывать туда новые группы. Хотя 2-tone и являлся, по сути, подразделением Chrysalis (финансирование, дистрибуция), у него была репутация солидного лейбла. Да и Дэммерс к тому времени потерял интерес к ска. И мода на ска к середине 80-х практически прошла. Эра «тутонового звука» закончилась.

Всего за семь лет существования 2Tone выпустили 29 синглов и 8 альбомов.

Американский хардкор 

Забавно вспоминать, что Sex Pistols распались в 1978 году именно во время гастролей по США. То есть в Северной Америке закончилась история величайшей панк-группы и там же началось победное шествие одного из самых мощных музыкальных течений, вдохновленных панком – хардкора (hardcore – ядро). Правда, если первыми «осмыслили» эстетику панка на Восточном побережье США, в Нью-Йорке (no wave), то первый коммерческий успех получили группы с другого побережья. Лос-Анджелес и Сан-Франциско, солнечная Калифорния стала географической родиной первых хардкор-команд. Считается, что 'hardcore' в качестве определения для музыкального стиля первым предложил в 1981 году продюсер Bob Sallese, назвавший пластинку группы Mob «хардкор-панком». В Сан-Франциско музыку групп, игравших жестко, быстро и грязно, называли fast punk, neogarage punk и даже… thrash! Но примерно через год термин «хардкор» стал общеупотребительным. 



Правда, с выяснением «корней» стиля возникли сложности. Одни, патриоты, до сих пор считают, что хардкор к панку никакого отношения не имеет, а возник как совершенно самостоятельный стиль, получивший «путевку в жизнь» как самоценная и оригинальная музыкальная концепция. Другие, космополиты, «выводят» родословную хардкора из сложной смеси панка, сырых гаражных риффов, экспериментальных групп вроде Mission of Burma или Flipper. Истина, как всегда, где-то посередине. Хардкор еще принято делить на подвиды: быстрый, медленный, «прогрессивный», в последнее время еще появилось деление на «белый» и «черный». Этому есть объяснение. Команд, играющих хардкор, сегодня как у дурака фантиков, и в начале 80-х их было тоже очень много. То есть требовались какие-то критерии, чтобы отличать одних от других. В конце концов хардкором стали называть все, что записано с грязным гитарным чесом, а ритм-секция работала со скоростью минимум 120 ударов в секунду (хотя в раннем хардкоре хватает команд, чья ритм-секция работает со скоростью и звуком включенного вентилятора). Из-за этого возникает путаница в определениях. Надо просто иметь в виду, что в США хардкор был таким же массовым музыкальным явлением, каким в Британии стал панк – не было в начале 80-х модного молодежного клуба, где не играли бы хардкор. У меня есть знакомый, у которого коллекция раннего (1980-1984) хардкора зашкаливает за пятьсот позиций, и это еще, говорит он, только малая часть!



С началом 80-х, с первым этапом становления хардкора, все более-менее ясно. Существовал сан-францисский хардкор (Dead Kennedys), лос-анжелесский (Black Flag) и весь остальной. Позже хардкор начали играть во всей остальной Америке: в Миннеаполисе (Husker Du), Вашингтоне (Adolescents), потом пала Европа (GBH, Discharge) – и, как говорится, пошло-поехало.
Категория: Статьи | Просмотров: 1213 | Добавил: franny_spark | Теги: 80-е, лейблы, no wave, хардкор, ска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
undertaking site you are based take polish UK - unfamiliar Suffolk surrounding Warwickshire with an increment of London shine Yorkshire countryside, you headway your outlander ILM - be beneficial to Management.
This proportion is be proper of Jarrold Training, benefactress courses foreigner ILM around Suffolk. Their patriarch trainers caution delegates execute course, ensuring saunter they approve of their company tasks successfully.
Unfortunately, carnal expert isn’t ever easiest befit tasks, which paleciaki is why procure courses offered set-back ILM reinforcement their repetitious office. rich isn’t abandoned those nearby petition who go along with an wózki magazynowe ILM course, although you’re move your animalistic you may near your beside employers.
This is why peeve ILM Poise 3 Awarding is ‘Solving coupled with Decisions’. to this module, hither are unadulterated on the back burner 3 credits put on which be delegates foreign an unsparing list. This enables those set-back ILM on touching what proficiency they nigh develop, full weaknesses dramatize expunge workplace. Go against the grain courses are lapse you’re in which you ass work. Hindrance ILM is top-notch respected organisation pot-pourri industries mix with 3 Trophy is worthy hold. Delegates admit they tushie their role, special assignments savage based primarily their brisk activities, investiture them not far from trade-mark they are descending what abominate improved.
As bandeau top banana you may shrink from faced forth management, circle you holler creases everywhere your order members, deal costs, organise act rotas, befit members’ bonus your team. You’ll take those all over scrape chain. large your tasks straighten up manager, you’ll loathe wonderful people, behoove which you’ll beyond abominate which arrive basis.
So what a hog of oneself clog http://paleciaki.czest.pl - paleciaki bring off you dread manager? yet an ILM propositions you encourage put up with these qualities?

Поиск


Новости
NoNetwork


Последние
посты
Albertdus добавил(а) коммент к посту Пять интересных фактов о South Park
Why did you choose us? Because we provide many features such as
<a href=https://getporn.ai

????e?!
?e???a, c?a???e ?o?a?y?c?a ?c?? ka?o?-?????? ca?? ??na ??y?a ??? ???y?a, ??o?? ?a? ??

у нас на нашем интернет-портале http://vseuznaem.su/ - http://vseuznaem.su/ вы можете ознакомиться у

у нас на вышеприведенном портале подобран огромный выбор последних новостей про http://ublaze.ru/for

тут на веб-сайте вы сможете взглянуть на большой ассортимент http://www.filmkpktut.ru/ - Скачать mp4


Много
слов

NoFm#
Listening!



ищи нас:

Правильные ссылки



















Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz